вторник, 2 августа 2016 г.

ФИЛЬМ-СЕНСАЦИЯ!!! Воспоминания о будущем (Chariots of the Gods). Эрих фон Дэникен(ВИДЕО)




«Интерпретация — это свободная прогулка по твердой земле».

Артур Шнабель.

Мы живем в разгар того насыщенного информационного века, когда извечный вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» уже порядком приелся, затерся и перестал будоражить пытливые умы, не заставшие первый полет человека в Космос и полулегендарную высадку на Луну. Сейчас прифотошопить «летающую тарелку» к снимку голубого неба может едва ли не каждый второй школьник, а эзотерическая тележвачка в вечернем эфире канала «Рен-ТВ» воспринимается серьезно только в наркотических трипах или при активной сорокоградусной поддержке. В далеком же 1970 году уфология как наука еще находилась в состоянии, близком к зародышевому. 



То был период, когда уже поутихла шумиха конца 40-х, раздутая американскими СМИ после Розуэлльского инцидента и наблюдений пилота Кеннета Арнольда в Каскадных горах, которая имела, по большей части, спекулятивный характер. По-настоящему фундаментальный исследовательский подход к проблеме поиска братьев по разуму за пределами родной планеты, охватывающий комплекс самых животрепещущих загадок человечества, за два десятилетия до падения Берлинской Стены нашел отражение в западногерманском научно-популярном документальном фильме «Воспоминания о будущем», ставшем настоящей сенсацией для западного мира. 



Со студенческих лет питающий интерес к мифологическим сюжетам и старинным рукописям, Эрих фон Дэникен всей душой загорелся идеей палеоконтакта, посвятив свою жизнь непрерывному поиску доказательств пребывания на Земле инопланетных космонавтов в далеком прошлом. Уже первая книга 33-летнего уфолога в 1968 году стала бестселлером в 40 странах, — именно по ней режиссером Харальдом Райнлем был поставлен документальный фильм «Воспоминания о будущем». Энтузиазм фон Дэникена поистине уникален. Собирая материал, он вместе со съемочной группой объездил полмира: от Мексики до Австралии, от Индии до Ирака, от Африки до Перу, от Египта до острова Пасхи. 



Фильм сопровождается авторским комментарием исследователя, который увлеченно рассказывает о своих путешествиях, впечатлениях, наблюдениях и разговорах с экспертами, изредка появляясь в кадре собственной персоной. Это наделяет документалистику живым человеческим отношением. Мы видим, какая объемная работа проведена при поиске ценных артефактов: удивительно точный каменный календарь ацтеков, глиняная электрическая батарея, датируемая началом нашей эры, древние тексты и таблички с клинописью, содержание которых намекает на контакты с пришельцами. 



Даже Библия становится бесценным источником, позволяющим понять нюансы общения древних людей с небожителями. Захватывающим дух калейдоскопом являются нашему взору самые необычные места и постройки: африканские пещеры с изображениями «Великого Бога», руины Трои, гигантские рисунки на плато Наска, молчаливые истуканы острова Пасхи, величественные пирамиды Гизы, скальные гробницы с загадочными росписями, зиккураты Теотиуакана, Паленке и Чичен-Ицы…



В фильме неоднократно приводятся слова русского ученого Казанцева и академика Зайцева из Минска, однако открытия фон Дэникена практически обошли Советский Союз стороной. Кинопродукция ФРГ, мягко говоря, не пользовалась популярностью у отечественных цензоров по понятным политическим причинам. К тому же, негласный запрет на публикацию материалов об НЛО в прессе и на телевидении был снят только в перестроечном 1989-м. Лишь волей случая матери автора этих строк, еще будучи школьницей, удалось попасть на закрытый показ столь «антинаучного» фильма в кинозале Гнесинского училища, что в контексте воспоминаний о том дне было характеризовано одним словом: «шок». 



Доказательная база, собранная фон Дэникеном, на первых порах действительно поражает. Неоспоримы доводы в пользу того, что люди древних цивилизаций, обладавшие глубокими научными знаниями и развитыми технологиями, просто не могли получить их без целенаправленной сторонней помощи. Уж слишком много общего в представлениях носителей различных культур и конфессий о мудрых и могущественных обитателях небес. Пугающе часто существ, похожих на гуманоидов и космонавтов, наряду с их фантастическими транспортными средствами, можно узнать в живописных и скульптурных изображениях давно минувших эпох. 



Однако время — коварная штука. То, что 44 года назад пугало до дрожи, сейчас выглядит наивным лепетом, если открыта и доступна накопленная за прошедшие десятилетия информация. Личный опыт показал, что авторитетные искусствоведы способны легко и быстро развенчать многие ошеломляющие открытия увлеченного уфолога и публициста. Глиняные японские фигурки догу, изображающие, по мнению фон Дэникена, астронавтов в пухлых скафандрах, легко объясняются специалистом по искусству Древнего Востока особенностями культа плодородия и идеей перерождения, а их большие зажмуренные глаза — спецификой погребального ритуала, отгоняющего злых духов. 



Знающий майянист, с улыбкой поворачивая сенсационное изображение из Паленке на 90 градусов, объясняет, что хитросплетение «трубок и механизмов летательного аппарата» — всего лишь схематичное изображение Древа жизни, занимавшего почетное место в мировоззрении индейцев майя. Да и не Кукулькан вовсе давит на «рычаги и педали», а обожествляемый современниками правитель Пакаль, изображенный на крышке собственного саркофага, возлегает в позе эмбриона у корней того самого Древа, приобщая себя к вечности. Погоня двух НЛО на фреске в югославском монастыре — не что иное, как аллегорические образы Солнца и Луны в неизменном цикле смены дня и ночи.



Конечно, фон Дэникен видел в древних памятниках то, что хотел видеть — подтверждение гипотезы о посещениях Земли пришельцами из космоса еще на заре человеческой цивилизации. Аргументация то и дело притягивалась за уши, самые очевидные логические объяснения игнорировались. Увы, вольность трактовок может легко превратить науку в фарс, а исследование — в клоунаду. Но возможно ли ставить знак равенства между слепым упрямством, рожденным искренним стремлением найти ответы, и осознанной профанацией для привлечения внимания? 



Может ли быть та бесхитростная предвзятость более вредоносной, чем современное медийное дилетантство? Когда-то компьютер был изобретен как высокоинтеллектуальная машина для вычислений, а сегодня мы используем его, чтобы постить селфи и посылать друзьям видео про котиков. То же самое происходит и с уфологией. Место ученых, не потерявших способность мыслить широко, горячих голов с пламенным взором, стремящихся вглубь неизведанного, заменили клепатели сюжетов о коварных рептилоидах и пророчествующих принтерах, якобы распечатывающих послания Внеземных Цивилизаций. 



Однако факты, существующие буквально у нас под носом сотни и тысячи лет, остаются фактами. «Всё боится времени, а время боится Пирамид», — говорили древние. Каменные колоссы вечности безмолвно наблюдают за нашими суетными жизнями и не спешат выдавать своих секретов. Тысячи тайн в самых разных уголках планеты хранят поражающие воображение мегалитические сооружения, наскальные рисунки и настенные росписи, старинные гравюры и карты, уникальные археологические находки и предания о сошедших с небес богах. 



На фоне величия всех сокрытых от нас знаний человечество беспомощно и ничтожно, потому даже самая наивная и непрофессиональная попытка приподнять плотный занавес мироздания видится ценным вкладом в нашу общую историю и культуру, если подкреплена трудолюбием и подлинной тягой к познанию. Ведь истина по-прежнему где-то там.